Токио – истинная сокровищница для любого фаната японской мультипликации. Именно здесь расположены анимационные студии, художественные мастерские, издательства и магазины со всем разнообразием аниме-товаров. На улицах города тут и там виднеются рекламные щиты с кавайными девочками, в метро висит реклама свежего тома One Peace’а, а самый стандартный книжный магазин порадует россыпью комиксов, новелл и арт-буков.
Но, несмотря на кажущееся разнообразие, найти интересующий вас предмет, будь то фигурка, манга или плакат, бывает очень непросто. В обычных магазинах продают лишь популярные вещи: Naruto, One Peace, Bleach, Gintama и так далее. Или бестселлеры, держащиеся в топе продаж годами, такие как Slam Dunk или Detective Conan. И русские фанаты того же Белого Креста бывают сильно озадачены, будучи не в состоянии найти хоть что-то по любимому произведению.
Обычно приехавшие в Токио анимешники сталкиваются еще c одной проблемой. В Японии все четко систематизировано и имеет свое место. И в Токио есть конкретные районы, являющиеся средоточием аниме-культуры. Именно там и стоит искать интересующие вас товары.
Акихабара
Это название известно всем без исключения фанатам. О районе Акихабара (Akihabara) написаны книги, нарисованы аниме-сериалы, сняты фильмы и сложены легенды. Это уголок Токио, в котором наблюдается самая высокая концентрация магазинов техники и аниме-товаров. И если с техникой все довольно просто, то с аниме-товарами еще стоит разобраться.
Одной из серьезных проблем, с которой сталкиваются иностранцы, попавшие в Японию, является навигация. На станции «Акихабара» останавливаются как поезда токийского метрополитена, так и Японских Железных Дорог (JR). Станция большая, имеет много выходов, и потому сразу довольно сложно сориентироваться, куда идти. Главным ориентиром являются указатели на «Электрический город Акихабара» (Electric City Akihabara). Если идти по этим знакам, получится выйти как раз к магазинам с аниме-товарами.
Если вы в Японии впервые, вам придется привыкнуть и к другой особенности здешних магазинов: многоэтажности. В отличие от России или Европы, в которых большинство торговых точек расположены на первом этаже, в Японии многоэтажное здание может быть полностью занято магазинами. Часто – совершенно разными. И потому, попадая в торговый квартал, необходимо смотреть вверх, на вывески. Многие приезжие не могут найти необходимое заведение, даже если пришли точно по адресу и в соответствии с картой. Все дело в том, что во многих зданиях на верхние этажи ведет лифт или эскалатор. Они прячутся сбоку или в самом углу магазина на первом этаже. На улицах Токио внимание – залог успеха.
Главными точками на Акихабаре, которые совершенно нельзя пропустить, являются мейд-кафе, гейм-центры, магазин Animate (7 этажей аниме-добра) и самый большой в столице секонд-хенд магазин Book-OFF. В мэйд-кафе разодетые в горничных японки предложат вам что-нибудь съесть и выпить. Если вы выложите на столик свои аниме-брелоки, карточки, значки или что-то подобное, девочки с вами поговорят об этом. По Акибе гуляет очень много туристов, так что если вы не знаете японский язык, они постараются поговорить на английском. Предложат сфотографироваться на память. Правда, за небольшую плату.
В гейм-центрах находится множество игровых автоматов, а призами в играх служат аниме-игрушки, плакаты, чашки и прочий стаф. Одна игра обычно стоит 100 иен.
Магазины Animate расположены в нескольких точках Токио и являются официальными распространителями огромного количества сопутствующих аниме-товаров. Здесь и манга, и арт-буки, и игрушки, и фигурки, канцелярская продукция, брелоки, украшения, календари и много-много чего еще.
О магазине Book-OFF следует упомянуть отдельно. На Акихабаре это 8-этажное здание , под завязку забитое секонд-хенд дисками и книгами. Несколько этажей отведены под видео и аудио продукцию. Остальные – под книги, комиксы и прочие печатные материалы. 95% вещей находятся в идеальном состоянии. Но стоить могут от 105 иен (примерно 30 рублей). Это настоящий рай для фаната с ограниченным бюджетом.
Не многие знают, что Акиба – место для анимешников-мужчин. Именно по этой причине здесь много мейд-кафе, магазинов с нарисованной клубничкой и сопутствующим стафом. Да и образ отаку с Акибы – очкарик хилого вида с рюкзаком за плечами. Конечно, здесь каждый найдет для себя магазин по вкусу, но японцы крепко ассоциируют Акихабару именно с мужским отаку-населением.
Отоме-роад
А где же тогда место для женщин-отаку? Оно расположено недалеко от станции метро «Икебукуро» (Ikebukuro). Это так называемая Отоме-роад (Otome-road или 乙女ロード) или Фудзёси-роад (Fujoushi-road) – улица, на которой сосредоточены магазины для женской аниме-аудитории. Около 80% продукции составляют произведения в жанре yaoi или BL (Blue Romance). Для того чтобы туда добраться, нужно выйти из метро в 35-й выход и продолжить движение, никуда не сворачивая, до ближайшего перекрестка. На нем повернуть налево и идти, идти, идти – мимо ресторанчиков и магазинов с одеждой; мимо нескольких кинотеатров, в которых, кстати, показывают аниме-ленты; мимо магазина Book-OFF по правую руку; под навесной авто-магистралью. Всего 3 квартала. О том, что вы пришли на место, поймете сразу – здания на перекрестке будут украшены огромными аниме-плакатами соответствующей тематики.
Магазинов не так много. Начинается улица с многоэтажного Animate’a. Продолжается несколькими специализирующимися на косплее, дорама-актерах, сейю и видео заведениями. На перекрестке расположен крупнейший в Токио отдел магазина «Mandarake» с яой-додзинси. Здесь всегда многолюдно, а некоторые девицы приезжают с чемоданами на колесиках, чтобы было в чем везти домой такое количество покупок. Далее следует еще один додзинси-магазин и большой книжный «K-Books», в котором можно найти уцененную мангу и редкие аудио-новеллы.
На Отоме-роад также находится «Shitsuji cafe» – одно из немногих заведений, в котором посетительниц обслуживают переодетые в дворецких и лакеев юноши. Место чрезвычайно популярно, несмотря на дороговизну, и чтобы туда попасть, необходимо резервировать столик минимум за неделю
Накано
О местечке на станции «Накано» (Nakano) за границей обычно никто не знает. Тем не менее, именно здесь расположен 4-этажный магазин «Mandarake», в отделах которого можно найти решительно все: от новейшей продукции до винтажных роботов или ежемесячных манга-журналов 10-летней давности. По приходу стоит попросить карту у кого-нибудь из служащих магазина (она на английском языке). Без карты, конечно, можно просто обходить по кругу этаж за этажом, но есть магазинчики, запрятанные в лабиринтах торгового центра, и без карты об их существовании узнать сложно. Так, в Мандараке есть отделы с додзинси, косплей-костюмами, шарнирными куклами, старыми изданиями, яой\хентай мангой, видео\аудио, фигурками, плакатами и многим другим. Здесь можно за день спустить половину сбережений, и все равно останется что-то, что хотелось бы купить в следующий раз.
Музей Джибли
Последним пунктом в списке мест, которые совершенно необходимо посетить любому анимешнику, идет музей студии Джибли (Gibli Museum). Это целая загородная вилла, которая расположена на станции Митака (Mitaka железных дорог JR). От станции до музея курсирует специальный автобус, украшенный изображениями сказочных персонажей. Здесь все творения Хаяо Миязаки (Hayao Miyazaki) воплотились в реальность: огромный плюшевый котобус (Nekobus) из мультфильма «Мой сосед Тоторо» (My Neighbour Totoro) является игровой площадкой для детей, робот из Лапуты (Sky Castle Laputa) стоит на крыше, в комнатах и в саду, куда ни глянь, везде явно или тайно за посетителями наблюдают аниме-герои.
В музее также есть кабинет Миязаки, на стенах висят его рисунки, на полках стоят его книги, огромные подшивки с раскадровками для анимационных лент – все выставлено на обозрение. Заканчивается прогулка по музею обычно в магазинчике, где можно прикупить сладости, плюшевые игрушки, майки, украшения и даже книжки.
Конечно, список аниме-мест вышеназванными пунктами не исчерпывается. Существуют специальные фестивальные площадки, маленькие магазинчики в переулках Синдзюку или Сибуя, арт-галереи, в которых выставляются аниме- и манга-художники, да и сезонных мероприятий проводится определенное количество. О многих ивентах узнавать довольно сложно, информация появляется только на специализированных сайтах или распространяется посредством листовок, которые оставляют в аниме-магазинах на входе. Исключение составляет известнейший летний Комик Маркет (Comic Market), или сокращенно Комикет (Comiket).
Комикет
Комик Маркет – один из самых ожидаемых в году ивентов. Он проводится в середине августа и собирает под своды Токийского выставочного центра Big Sight на Одайбе порядка 500 тысяч человек за три дня. В 2010 году – с 13 по 15 августа. Стенды на Комикете оформляют как издательства и аниме-студии, так и простые любители, создавшие в домашних условиях комиксы или сопутствующие товары по любимым анимационным или манга произведениям.
Попасть сюда мечтает каждый анимешник любой национальности, возраста и вероисповедания. За несколько дней здесь можно встретиться и попросить автограф у любимого мангаки, купить ограниченное издание арт-бука или штучную фигурку. Японцы и иностранцы приезжают сюда со всего света, отстаивают километровые очереди и закупаются понравившимися вещами. Старожилы рассказывают, что часто действительно стоящие предметы можно купить в рядах фанатского стафа. Иногда поклонники умудряются создавать шедевры, способные конкурировать с оригинальной продукцией.
Один из уголков огромного выставочного центра отводится косплеерам. Здесь любой желающий может переодеться в костюм любимого персонажа, пообщаться со всеми и попозировать для фото-камер. А если вы устали – на одном из этажей есть ресторанный комплекс, где можно вкусно поесть за обычные городские цены.
Многие анимешники специально планируют свои поездки в Японию на лето, чтобы попасть на Комик Маркет. Возможно, вам тоже стоит об этом задуматься?
Токио – город-мечта для аниме-фаната. Если правильно рассчитать деньги и время, можно оказаться обладателем редчайших вещей. Главное – вы теперь знаете, где искать. Счастливого аниме-шоппинга!